Что необходимо для спасения души

Главная » Страсти » Что необходимо для спасения души

Достаточно ли соблюдение поста и молитвы для спасения?

Человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? И какую пользу получит он оттого, что смирялся?
(Сир. 34, 26).

Сотворите же достойный плод покаяния.
(Мф. 3, 8).
1
Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Мф. 5, 20).

Умертвите земные уды ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похотьи любостяжание, которое есть идолослужение.
(Кол. 3, 5).

И молитва, и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верою, надеждою и любовью.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).

На вопрос: как спастись? – более благонамеренные отвечают: надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться, и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, и единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Доброе это занятие: подлинно прекрасно молиться, непрестанно усиливаясь в молитве. Среди всех занятий оно – главное, но без добродетели остальных членов молитва становится мертвой. Ибо молитвы делаются благоугодными Богу через добрые дела.

Если же кто, не имея в себе молитвенного духа, принуждает себя только к молитве, ставя себе целью возобладать благодатной молитвой, – но при этом не принуждает себя ни к кротости, ни к смирению, ни к любви, ни к прочим заповедям Господним и даже не имеет заботы, ни усилия, ни цели, насколько это во власти произволения и свободной воли, стяжать эти душевные качества, то случается, по мере его просьбы, ему от Духа даруется благодатная молитва ради его успокоения и радости, но в душе этот человек остается тем же самым, что и был до того.
Преподобный Макарий Великий (IV век).

Иной воздерживается от снедей, но тонет в гордости и высокомерии. Иной неутомим в молитвах, но уступает над собою верх раздражительности и гневу.

Кто постится без смирения, тот постом своим прогневляет Бога; и блудники лучше горделивых девственников; милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрёкся ли он от мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).

Хочешь ли явиться на небесах с ангелами и всеми святыми? Будь подражателем их здесь. Будь мирен, кроток, простодушен и послушен. Без сих же свойств, аще бы ты и на небеси был, то и оттуда будешь низвержен, по подобию бесов; зане не восхощеша быти послушны и покорны Богу, того ради и свержены с неба.
Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.).

Недостаточно для души к совершенному освобождению от греха произвольное злострадание, если, кроме того, она не будет переплавлена и в раскаленной печи непроизвольного.
Пресвитер Илия Екдик.

Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправляются, то им нет и не будет места на небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Из внешнего делания – наложения на себя поста, хождения в храм, долгих стояний – может ничего не выйти. Ибо тот же самый пост можно предпринять для себя, для своего тщеславия, не для Бога, а для того, что я так делаю.

Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле, нас, граждан земли, делаться гражданами неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и т. д. Но всё это есть только поделие в сравнении с настоящим делом – очищением души, покаянием.
Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

Надо помнить, что в Царство Небесное, где царит только любовь, чистота и святость, входят лишь те, кто во время земной жизни омыл свою грязную совесть слезами, кто подходит к неизбежному рубежу с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнем веры в Господа, с пламенной любовию к Нему.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).